Tags

, , , , , , , , , ,


Из мощных двухметровых динамиков раздается ритмичный припев танцевального хита, и при каждой басовой ноте деревянный пол содрогается под ногами, как при землетрясении. Из сиреневой мглы, пропитанной запахом табака и пота, красные лучи прожектора выхватывают танцующие пары – мужчин с ирокезами на головах, женщин в синтетических юбках, таких коротких и тугих, что их уже и юбками трудно назвать. В Лондоне без четверти пять утра, и кое-кто из завсегдатаев популярного клуба “Эгг” (Egg) уже спит на диване или отдыхает у стойки бара. Но большинство посетителей, которые всю ночь пили, курили, принимали стимуляторы и слушали музыку, все еще отплясывают на вибрирующем деревянном полу. Как им это удается?

“Обычно к половине пятого люди начинают оживать, – говорит Саймон Патрик, менеджер клуба “Эгг”. – Все бегут к бару заказывать “Ред булл”, после чего танцуют до упаду. В семь утра не знаешь, как их выпроводить”.“Это все равно что как следует дать по газам, – кричит, стараясь перекрыть шум, Ли Мерфи. Он скользит через зал в танцевальных ботинках на десятисантиметровой подошве, в руках у него две узкие серебристо-голубые банки энергетического напитка “Ред булл”. – Я выпиваю две банки – это все равно что принять пинту амфетамина”. Для Ли Мерфи, как и для других завсегдатаев ночных клубов во всем мире, не говоря уж о бесчисленных марафонцах, велосипедистах, летчиках-истребителях, студентах, которые всю ночь перед экзаменом сидят над конспектами, и дальнобойщиках, которые собираются перед сном сделать еще сотню-другую километров, шипучее баночное зелье, именуемое энергетическим напитком, это просто-напросто вариант старого как мир стимулятора под названием кофеин. Активным ингредиентом сверхуспешного австрийского продукта “Ред булл” является значительная доза кофеина. В 250 граммах “Ред булла” содержится в два-три раза больше кофеина, нежели в 350 граммах пепси или кока-колы.

Кофеин не только снимает физическую усталость, но и повышает работоспособность. Это самое распространенное средство улучшения тонуса – популярнее никотина и алкоголя. Кофеин содержится в газированных напитках и эспрессо, а также в болеутоляющих таблетках. Из всех вызывающих привыкание психоактивных веществ это единственное, которое мы даем нашим детям, покупая им газировку или шоколад. В развитых странах организм большинства младенцев содержит следы кофеина. Они попадают туда через пуповину матери, пьющей айс-ти или капуччино. Популярность кофеина вызывает озабоченность некоторых ученых, но от этого его не стали потреблять меньше. Продажи энергетических напитков на подъеме. И каждый будний день на планете открываются четыре новые торговые точки кофейной сети “Старбакс” с двумя сотнями новых рабочих мест.

Менее 200 лет назад люди поняли, что возбуждение от кофе и чая имеет одинаковую природу и вызывается одним и тем же химическим веществом. Алкалоид, который в естественном виде встречается в листьях, семенах и плодах чайных кустов, а также в кофе, какао, коле и еще 60 видах растений, – это чудодейственное снадобье, известное еще с VI века до нашей эры. По преданию, Лао-цзы, основатель религии даосизма, рекомендовал своим последователям эликсир, который сегодня известен всем. Это – чай.

Но только лишь в 1820 году, после того как кофейни получили широкое распространение в Западной Европе, новое поколение ученых заинтересовалось природой популярности продаваемого в них напитка. Немецкий химик Фридлиб Фердинанд Рунге выделил из кофейных зерен вещество, которое назвал кофеином. А в 1838 году химики пришли к выводу, что вещество, обладающее тонизирующим действием и содержащееся в чае, – все тот же открытый Рунге кофеин. В конце ХЖ века этот ингредиент был обнаружен в орехах колы и в какао. Не случайно распространение кофе и чая по всей Европе совпало с наступлением индустриальной эры.

СКОЛЬКО ЗДЕСЬ КОФЕИНА

Фармацевтам предписано указывать количество кофеина в препаратах, но от продуктовых компаний этого не требуется. На примере ряда продуктов можно увидеть, как легко превысить допустимую дозу.

Молочный шоколад “Херши”, 170 г……………………. 25 мг
Эспрессо, 30 мл…………………………………………………40 мг
Чай, 250 мл……………………………………………………… 50 мг
Кока-кола, 600 мл……………………………………………. 57 мг
“Ред булл”, 250 мл…………………………………………….  80 мг
Цитрамон, 2 таблетки………………………………………. 60 мг
Сваренный кофе, 355 мл………………………………….. 200 мг
“Маунтин-Дью”,1,9л…………………………………………. 294 мг

И чем дальше промышленный мир развивается, тем больше мы, кажется, нуждаемся в кофеине. Кофе, диетическая кока-кола или “Ред булл” взбадривают нас, помогают подняться с постели и приняться за работу. Без них круглосуточно функционирующее общество развитых стран не могло бы существовать.

“На протяжении всей истории человечества схема засыпания и пробуждения определялась, главным образом, временем суток и временем года, – объясняет Чарльз Сайзлер, невролог и специалист в области сна. – Как только характер труда изменился, работа переместилась в закрытые помещения, а график стал определяться не движением солнца, а перемещением стрелок по циферблату, людям пришлось приспосабливаться”. Широкое распространение кофеиносодержащих продуктов и напитков плюс появление электрического освещения позволили людям освоиться с новым трудовым графиком, не зависящим от дневного света. “Кофеин относится к разряду так называемых препаратов поддержания бодрствования”, – говорит Сайзлер.

Ученые разработали множество теорий, объясняющих, почему кофеин помогает не спать. Сегодня сошлись на том, что он вмешивается в действие аденозина. Это вещество, присутствующее в организме человека, – естественное снотворное. Кофеин блокирует его гипнотическое воздействие и препятствует засыпанию. И, поскольку кофеин в умеренных дозах также улучшает настроение и повышает работоспособность, он стал замечательным снадобьем для ученых и студентов, занимающихся в лабораториях до самого утpa. Известный венгерский математик Пал Эрдеш, которому нередко доводилось просиживать со своими уравнениями ночи напролет, любил повторять, что “математик – это машина по переработке кофе в теоремы”.

Способность кофеина отгонять сон очень хорошо помогает в длительных путешествиях. Рецептов облегчения перехода на “новое” время существует великое множество. Один из них заключается в том, чтобы несколько дней до путешествия воздерживаться от кофеина, а в день прибытия пить чай или кофе небольшими порциями, причем желательно на свежем воздухе в солнечный день, вплоть до того момента, когда наступает время сна в том часовом поясе, где вы сейчас оказались. (Для написания статьи мне пришлось много летать по свету, и я могу подтвердить эффективность этого способа.)

“Кофеин помогает людям вырваться за пределы привычного суточного ритма, – говорит Сайзлер, – но это бодрствование обходится дорого”. Без достаточно продолжительного сна (около восьми часов в сутки) человек не может полноценно функционировать – ни физически, ни умственно, ни эмоционально.

“Наше общество испытывает колоссальный дефицит сна”, – объясняет врач. Если разобраться, то современная погоня за кофеином – это что-то вроде дурной бесконечности. “Во всем мире кофеин употребляют, чтобы обеспечить бодрствование, – продолжает Сайзлер, – однако нужда в этом средстве возникает главным образом из-за недосыпания. Таким образом, получается замкнутый круг: мы употребляем кофеин, чтобы восполнить дефицит сна, а мало спим как раз потому, что используем кофеин”.

Дитрих Матешиц не переживает из-за того, что потребляет много кофеина. Этот большой добродушный мужчина с широкой улыбкой и седой щетиной на подбородке – один из самых преуспевающих австрийских маркетологов. Он говорит, что “чувствует себя комфортно в условиях риска”, – взбираясь на скалы, занимаясь хелибордингом или катаясь на велосипеде по немыслимо крутым альпийским тропам. То же самое в бизнесе. Матешиц и впрямь не боится опасностей, поскольку в один прекрасный день он решился на действительно рискованный шаг: завалил полки супермаркетов совершенно новым товаром, который вскоре стал известен всем, породил сотни подражаний и за какие-нибудь 15 лет сделал Матешица миллиардером.

В восьмидесятые годы XX века Матешиц работал в немецкой косметической компании “Блендакс”, продвигая предметы ухода за кожей и зубную пасту на рынки Восточной Азии. Регулярные перелеты из Франкфурта в Токио и Пекин неизбежно влекли за собой нарушение суточного ритма организма, и это стало Матешица раздражать. В конце концов, он продавец и, чтобы хорошо делать свое дело, должен всегда быть в форме. Но после долгих перелетов он чувствовал усталость и опустошенность. Бизнесмен уже не раз замечал, что во многих азиатских городах водители такси то и дело прикладываются к бутылочке с тоником. И вот после очередного изнурительного перелета в Бангкок он попросил водителя поделиться с ним этим напитком. “Усталость прошла, -вспоминает он. – Вдруг совершенно расхотелось спать”. Рассказывая об этом почти двадцать лет спустя, Матешиц словно вновь переживает восторг, охвативший его в момент открытия: “Обнаружив эти напитки во всех странах Азии, где для них был огромный рынок сбыта, я подумал: “Почему же на Западе нет аналогичного продукта?””.

Запад, конечно, уже пользовался основным ингредиентом этих азиатских снадобий – кофеином. Напиток же, который таким чудесным образом сказался на Дитрихе Матешице, был тайским тоником “Кратинг даенг” (по-английски – Red Bull).

В его состав входили кофеин, смешанный с аминокислотой под назвнием таурин, и карбогидрат глюкуроналактон. Австриец бросил торговлю зубной пастой и вложил все свои сбережения в лицензию, чтобы продавать “Кратинг даенг” на Западе. Слегка изменив ароматические добавки, внешний вид упаковки и сделав напиток газированным, в конце восьмидесятых годов он начал торговать им в Европе.

Поначалу владельцы магазинов не знали, что делать с энергетическим напитком. Раньше такого продукта не водилось, не было, соответственно, и рынка сбыта. Матешиц решил эту задачу, проведя блестящую рекламную кампанию. “Вы не просто пьете “Ред булл”, вы извлекаете пользу”, – гласили рекламные объявления. “Есть дела поважнее, чем сон”. “”Ред булл” окрыляет”. Компания “Ред булл” стала организатором соревнований по экстремальным видам спорта, таким как кайтсерфинг или параглайдинг. Целевым сектором рынка была образованная, энергичная, хорошо зарабатывающая молодежь: люди, днем занятые напряженной работой, вечером – тренировкой в спортзале, а по ночам развлекающиеся в клубах танцами и выпивкой до рассвета.

К началу нового столетия наиболее востребованным напитком у клубной молодежи стала “Водка-булл”, то есть – “Ред булл”, смешанный с водкой. (Кроме того, успехом пользуются “Буллгарита” – с текилой, “Чембулл” – с шампанским или “Буллмейстер” – с “Егермейстером”). “”Ред булл”: лучше нету с вечера и до рассвета”, – рекламирует компания свой продукт и не забываетуслужливо пояснить, что “добавление алкоголя не изменяет свойств напитка”. На сегодняшний день “Ред булл” известен более чем в ста странах, а продажи приближаются к двум миллиардам банок в год.

Штаб-квартира компании “Ред булл” расположена в восхитительном уголке австрийских Альп, на берегу голубого горного озера Фушльзе. Она больше похожа на фешенебельный яхт-клуб, чем на головной офис многомиллиардной корпорации. Матешиц попросил архитектора спроектировать здание в виде двух извергающихся вулканов, символизирующих лавиноподобный рост продаж. Молодые сотрудники в топах и льняных брюках оставляют на парковке горные велосипеды; под семиметровой пальмой в вестибюле перед самым директорским кабинетом удобно разлегся большой черный пес. Господин Матешиц которому сейчас 60, предпочитает неформальный стиль: на работе он ходит в джинсах и в мокасинах (без носков) и вместе со своими молодыми сотрудниками охотно играет в пляжный волейбол на берегу озера.

Матешиц скромно принижает собственные заслуги в успехе “Ред булла” и считает, что секрет успеха кроется в “формуле”. “Главное в маркетинге – отличаться от уже известных продуктов, – говорит он. – Скажем, в кофе есть кофеин, но в горьком виде. Он не холодный и не освежает. Другие безалкогольные напитки освежают и утоляют жажду, но не оказывают нужного воздействия. Удовольствие – хорошая вещь, однако мы поняли, что на рынке также ценится и эффективность.Приятный, вкусный напиток должен также выполнять определенную функцию. Это и есть ниша “Ред булла””.

Идея снабдить прохладительный напиток “функцией”, добавив в него изрядные дозы ведущего к привыканию вещества, у некоторых людей вызывает беспокойство. Франция и Дания полностью запретили энергетические напитки, подобные “Ред буллу”. Здесь считают, что повышенное содержание кофеина и других добавок наносит вред здоровью.
Поначалу даже на родине “Ред булла”, в Австрии, на банках писалось предупреждение Nicht mit Alkoholmischen – “He смешивать с алкоголем”. В Ирландии забили тревогу после того, как восемнадцатилетний баскетболист, выпив перед игрой несколько банок “Ред булла”, упал на площадке и умер. Следствие не пришло к однозначному заключению, что в смерти был повинен “Ред булл”. Но необъяснимая гибель молодого атлета вынудила правительство создать специальную комиссию по расследованию влияния тонизирующих напитков на здоровье человека.

“Первое, что бросилось мне в глаза, когда комиссия собралась, это то, как много кофе они пили, – говорит Мартин Хиггинс, исполнительный директор ирландского Комитета по внедрению безопасного питания, который контролировал расследование. – Я думаю, всем нам так или иначе приходится употреблять стимулирующие средства”. Хотя комиссия обращала внимание на все ингредиенты “Ред булла” и подобных ему напитков, она пришла к выводу, что именно кофеину они обязаны своей привлекательностью. “Люди покупают не столько энергию или физическую силу, – говорит Хиггинс, – сколько кофеиновый кайф, особенно в обстановке ночного клуба. И наибольшую озабоченность комиссии вызвал именно кофеин”.

В результате комиссия по расследованию влияния тонизирующих напитков не обнаружила серьезного риска в энергетических напитках при условии умеренного их употребления. Было рекомендовано наклеивать этикетки, предупреждающие, что эти напитки не стоит употреблять детям, беременным женщинам и людям с повышенной чувствительностью к кофеину, а также постоянно напоминать о том, что энергетическими напитками на кофеине не следует восполнять недостаток жидкости в организме во время спортивных упражнений или состязаний.

В 2004 году Европейский союз, основываясь в том числе на данных ирландского расследования, потребовал, чтобы на упаковке любого напитка, в котором содержится более 150 миллиграммов кофеина на литр, было написано: “Высокое содержание кофеина”. По этим стандартам “Ред булл” и его конкуренты имеют высокий кофеиновый состав в отличие от колы и других освежающих напитков. Предупредительные наклейки обязательны во всех 25 странах Европейского союза. В Австралии и Новой Зеландии действуют аналогичные требования. В Соединенных Штатах такого правила не существует, однако многие фирмы на банках с энергетическими напитками все равно пишут предупреждения.

Психолог Джек Джеймс вышел из состава ирландской комиссии по расследованию влияния тонизирующих напитков, поскольку был неудовлетворен результатами ее работы. Джеймс уверен, что предупреждения о высоком содержании кофеина бесполезны. Они формируют у людей представление о том, что потребление напитков с более низким содержанием кофеина абсолютно безвредно, а это, как считает Джеймс, еще не доказано. И, пока люди во всем мире год за годом продолжают потреблять кофеин, ученый собирает доказательства того, что делать этого не следует. Один из коллег назвал его как-то кофеиноборцем. В течение четырех часов, что длится мое интервью с Джеймсом, он время от времени потягивает из стакана прохладную воду. Когда-то Джек ежедневно потреблял кофеин, но уже давно полностью исключил его из своего рациона. На научных совещаниях его поддразнивают: “Ну что, Джек, не хочешь ли кофейку?”

Джеймс критически отзывается об исследованиях, которые финансируются производителями безалкогольных напитков и кофе. Они изображают кофеин совершенно безвредным веществом, причем возможность его неблагоприятного воздействия даже не рассматривается. В своих собственных статьях Джеймс предупреждает о том, что кофеин – это психоактивное вещество, которое повышает кровяное давление и тем самым увеличивает риск сердечных заболеваний. Но его взгляды не совпадают с мнением официального здравоохранения. И хотя компании, производящие кофеиносодержащие напитки, в самом деле финансируют работу некоторых лабораторий, независимых исследователей тоже немало. Сегодня почти все ученые пришли к выводу, что этот стимулятор не опасен при умеренном потреблении, то есть не более 300 миллиграммов в день.

И все же кофеин – химическое вещество, так что основания для беспокойства есть. Исследования показали, что у людей, потребляющих кофеин, чаще встречается рак почек, мочевого пузыря и поджелудочной железы, фиброкистозные заболевания груди, остеопороз. Правда, это не означает, что кофеин является единственной причиной всех упомянутых заболеваний.

С уверенностью можно говорить лишь о ближайших последствиях употребления кофеина. Как и другие стимуляторы, он влияет на умственное и физическое состояние человека. Кофеин является аналептиком (стимулирует центральную нервную систему) и эргогеником (повышает физическую работоспособность). Кроме того, кофеин обладает мочегонным воздействием. Однако недавние исследования показали, что в умеренных количествах он не приводит к обезвоживанию организма даже у спортсменов, хотя раньше такое мнение было широко распространено. Если кофеиносодержащие напитки и увеличивают выход мочи, то не в большей степени, чем простая вода. От кофеина повышается кровяное давление, но только на время. Некоторые исследователи обнаружили, что кофеин интенсифицирует потерю кальция, но это воздействие весьма незначительно: чтобы его нейтрализовать, достаточно всего двух столовых ложек молока в день.

Как ни странно, из результатов большей части исследований можно заключить, что кофеин способен приносить пользу здоровью. Он помогает снять боль, облегчает мигрени, минимизирует астматические симптомы и просто поднимает настроение. Как стимулятор умственной деятельности, он придает бодрость, повышает способность к запоминанию и скорость реакций; и, коль скоро он помогает побороть усталость, к нему прибегают в таких требующих повышенного внимания видах деятельности, как вождение автомобиля, пилотирование, решение математических задач, ввод данных в компьютер. И хотя кофеин в том или ином виде используют почти все, злоупотребляют им все же довольно редко.

“При потреблении кофеина передозировка саморегулируется, – говорит Джек Бергман, специалист в области поведенческой фармакологии. -У вас начинается дрожь, возникают неприятные ощущения и пропадает желание пить дальше”.

Доза, после которой наступает подобное состояние, у всех людей различна. Человек может быть генетически более восприимчив к кофеину, и тогда он испытывает возбуждение даже от небольших порций. У незначительного числа людей дозы в 300 и более миллиграммов вызывают повышенное напряжение, тревогу и даже приступы паники, поэтому нервным людям лучше употреблять кофеина поменьше.

Что же касается детей, то, поскольку у них масса тела меньше, чем у взрослых, то и допустимая доза кофеина должна быть значительно ниже. Ирландская комиссия по расследованию влияния тонизирующих напитков не советовала поощрять употребление детьми напитков с высоким содержанием кофеина, поскольку это может вызывать у них состояние тревоги и нервозности. Но относительно того, вреден ли кофеин детям в малых дозах, окончательных заключений не существует. В докладе Комитета пищевых стандартов Австралии и Новой Зеландии один из выводов заключался в том, что дети усваивают кофеин быстрее, чем взрослые. Нет оснований предполагать, что они более чувствительны к его воздействию – вредному или полезному. Даже в отношении беременных женщин – той группы, которой советуют по возможности воздерживаться от кофеина, – риск не представляется большим, если придерживаться умеренных ежедневных доз.

Майкл Брэкен, перинатальный эпидемиолог Иельской школы здравоохранения, наблюдал на протяжении двух последних десятилетий за состоянием тысяч будущих матерей. “На основании современных знаний мы можем с уверенностью сказать беременной женщине: если вы потребляете меньше 300 миллиграммов кофеина в день, то есть одну-две чашки кофе, никакого вреда ребенку вы не нанесете”. После десятилетних испытаний кофеин в списке пищевых добавок американского Управления по контролю за продуктами питания и медикаментами по-прежнему значится как “безопасный”.

“Имея результаты всех этих исследований, уже невозможно утверждать, будто умеренное употребление кофеина причиняет вред, – говорит Бергман. – На поведении оно сказывается, но не сильно. И несомненно порождает некоторую физическую зависимость. По утрам я обычно выпиваю одну-две чашки кофе. Но когда я этого не делаю, то не особенно страдаю. Симптомы воздержания не мучительны”.

Некоторые любители кофе возражают Бергману: день-другой без кофеина – и могут появиться головные боли, раздражительность, упадок сил и, конечно, сонливость. Но, если сравнивать с кокаином или героином, отвыкание от кофеина проходит быстро и легко. Симптомы воздержания обыкновенно исчезают за два-четыре дня, хотя могут продолжаться с неделю и больше. И именно стремление избежать побочных эффектов кофейного “воздержания” объясняет, почему миллиарды людей так жадно поглощают свою ежедневную порцию кофеина. Нередко приходится слышать: “Если я не выпил утреннюю чашку кофе, то чувствую себя чудовищно”. Это мягкая форма привыкания.

Собственно, Джек Джеймс утверждает, что широко распространенная физическая зависимость от кофеина, возможно, искажает результаты изысканий, преувеличивая вляние кофеина на наше настроение. Когда ученые сравнивают две группы людей, в одной из которых те, кому дали кофеин, а в другой – те, кому не дали, выясняется, что улучшение настроения или работоспособности у кофеинозависящих может происходить за счет освобождения от симптомов воздержания. “Может быть, мы все находимся в одном из бесконечных циклов, – соглашается Дерк-Ян Дейк, физиолог Центра изучения сна в университете графства Суррей. – Вы принимаете кофеин и чувствуете прилив бодрости. К следующему утру его действие проходит, и вам нужна новая порция этого вещества, чтобы вернуть бодрость. Но, может быть, есть возможность вырваться из этого цикла. Те из нас, кто работает в дневные часы, могли бы вполне обходиться без кофеина”.

С другой стороны, этот ритуальный утренний кофе, да еще с булочкой впридачу, – неотъемлемая часть жизни, доставляющая нам удовольствие. Это успокаивает, помогает упорядочить день. И в этом смысле кофе полезен каждому. Люди веками создавали бесчисленные ритуалы, сопровождающие употребление любимого напитка. Часто обычай становится самодостаточным. В Японии, например, строгая элегантность тя-но ю, или чайной церемонии, – простая обстановка комнаты, шуршание кимоно на покрытом татами полу, скромная прелесть коричневых чашек ручной работы – все это не менее значимо, чем сам чай.

Англичане превратили свой послеполуденный чайный ритуал в демонстрацию роскоши. Среди блеска и великолепия лондонского гастронома “Фортнам энд Мейсон” фоном для знаменитого “файф-о-клок” служат колонны из зеленого мрамора и огромные цветочные композиции. Напиток подается в чашках из тончайшего, зеленого с золотом фарфора. Услужливые официанты разносят тартинки, пирожные с кремом, пирожки с начинкой из тропических фруктов и чай с бергамотом. В центре зала пианист наигрывает джазовые мелодии, и вы чувствуете себя абсолютным Рокфеллером, пока не осушите свой чайник и вам не принесут счет (44 доллара).

Верные себе американцы выработали более упрощенный набор кофейных ритуалов: “хворост” и кофе в пончиковой “Данкин Донат” или растворимый кофе с сухими сливками и сахарином на рабочем месте. В последнее десятилетие, однако, американский утренний ритуал потребления кофеина стал гораздо более изысканным. В прежних забегаловках вам за 75 центов наливали из кофейника с ситечком чашку “кофейку” с правом бесплатной второй порции; зато теперь на каждом шагу встречаются заведения, где за шесть долларов бармен делает клиенту индивидуальную смесь кофейных сортов по его заказу.

“Мы создали совершенно новый кофейный ритуал”, – говорит Говард Шульц, основавший сеть кафетериев “Старбакс” (Starbucks). За два десятилетия принадлежащий Шульцу маленький эспрессо-бар в кофейном магазине на углу Четвертой и Весенней улиц в Сиэтле стал огромной компанией (она вошла в публикуемый журналом Fortune список пятисот самых успешных предприятий).

Сам Шульц выпивает пять чашек кофе в день. Ему 51 год. Энергично расхаживая по своему рабочему кабинету, он рассказывает, как все начиналось. Говард Шульц работал продавцом в одном из кофейных магазинов Сиэтла, который назывался по имени одного из персонажей мелвилловского “Моби Дика”, “Старбакс” (Starbucks). В 1983 году Шульц побывал в Милане и влюбился в атмосферу чудесного итальянского заведения под названием “эспрессо-бар”. “Кофе был отличный, но дело не только в нем, – увлеченно рассказывает он. – Люди встречаются, общаются, разговаривают. А кофе – это лишь повод. Я подумал, что то же самое можно ведь сделать и в Сиэтле”.

Дождливым апрельским утром 1984 года Шульц открыл в дальнем углу кофейного магазина уютный эспрессо-бар и предложил таинственные напитки, например кофе-латте, о которых заведения вроде “Данкин Донате” и слыхом не слыхивали. Прошло несколько дней, и на тротуаре у магазина выстроились длинные очереди. Говард Шульц уже не оглядывался назад. Вскоре он оставил магазин и открыл собственный эспрессо-бар под названием “Иль-Джорнале” (что по-итальянски означает “ежедневный”). Через два года он откупил у своего бывшего хозяина магазин, и сегодня по всему миру насчитывается более восьми с половиной тысяч “Старбаксов”, а в этом году откроется еще полторы тысячи. Шульц предпочитает не подчеркивать роль, которую в успехе его компании, возможно, играет кофеин: “Не думаю, что дело в кофеине. Гораздо важнее ритуал и романтика”.

Но и кофеин тоже. Это знает по собственному опыту Том Уолтерс, один из руководителей кофейной фабрики, которая находится всего в Турин, Италия: разогретое паром молоко ложится лепестками пены на поверхность эспрессо. Приготовление кофе-латте – почти искусство, и бармены от Исландии до Сальвадора гордятся умением “творить” этот напиток, сочетающий красоту и пользу. “На вкус он даже лучше, чем на вид”, – говорит фотограф Боб Саша.

“Меня попросили не связывать кофе и кофеин, – говорит Уолтерс, проходя вдоль настоящей горной цепи из семидесятикилограммовых джутовых мешков со свежесобранными кофейными бобами из Колумбии, Коста-Рики, Никарагуа, Индонезии, – но здесь у нас чертова уйма кофеина. При жарке на стенке обжарочной печи образуется что-то вроде кофеинового налета. Когда у нас нет времени для перерыва на “кофепитие”, некоторые рабочие просто проводят пальцем по стенке, облизывают его и таким образом себя встряхивают”.

Ну конечно, потребность встряхнуться. Это из-за нее так популярны кофе, кола, чай – напитки, которым посчастливилось иметь в своем составе кофеин. Аспирант в лаборатории глотает мокко, монах потягивает зеленый чай, твердя молитву, – ежедневно во всем мире кофеин совершает свою работу.

А также и еженощно. Вернемся в лондонский клуб “Эгг” с его мигающими огнями и грохочущей музыкой, к Ли Мерфи, который движется в такт популярному электронному ритму. Он делает глубокий глоток из банки с надписью “Ред булл”. “Да, старик, я знаю, что это наркотик, – говорит он, стараясь перекричать грохот музыки, – но мне нужен этот кайф”.

источник: (c) National Geographic

сайт занимающийся только кофем

Advertisements