Tags


Шамбала

Шамбала

М.МАЙЕРС: Доброй ночи, уважаемые радиослушатели. У микрофона Маша Майерс. Борис Туманов напротив меня. Почему Вы уже так хитро улыбаетесь? Я не понимаю, что за этим стоит.

Б.ТУМАНОВ: Я улыбаюсь, потому что подумал, что ни в коем случае не могу даже пытаться приветствовать наших слушателей на языке той страны, о которой мы будем рассказывать. Я его не знаю. Я предполагаю, что он и не существует.

М.МАЙЕРС: Есть такие языки, как, например, эсперанто. Он тоже и существует, и не существует одновременно. Есть языки, которые уже умерли, но это не значит, что они не существуют. Они же существовали когда-то.

Б.ТУМАНОВ: Давайте не будем тянуть интригу и скажем, о чем мы будем рассказывать.

М.МАЙЕРС: Позвольте я сначала нашего гостя представлю. Это писатель, путешественник и офтальмолог Эрнст Мулдашев. Доброй ночи.

Э.МУЛДАШЕВ: Доброй ночи.

М.МАЙЕРС: Эрнст, а Вы знаете, как поздороваться на том таинственном языке, на котором, возможно, говорили или говорят обитатели этого удивительного города. Я пока еще держу интригу.

Э.МУЛДАШЕВ: Я был более чем в 50 странах мира…

М.МАЙЕРС: Но такого языка не слышал.

Э.МУЛДАШЕВ: В Шамбале я никогда не был и поэтому языка Шамбалы не знаю. Поздороваться по-шамбалийски я не умею.

М.МАЙЕРС: Говорить мы сегодня будем о городе, в котором никто не был. Эрнст Мулдашев прав. Мы будем рассказывать историю одной Шамбалы. Шáмбала или Шамбáла?

Э.МУЛДАШЕВ: На Тибете это называют совсем по-другому. Они называют эту страну, этот подземный мир, загадочный, таинственный, чистый, прекрасный, невероятный…

М.МАЙЕРС: Может быть, Вы его себе таким придумали?

Э.МУЛДАШЕВ: Да, и этот подземный мир они называют Омолунгрен. Если любому тибетцу сказать «Омолунгрен», он в ответ скажет: «Оооо!» Если сказать тибетцу «Шáмбала» или еще неприятнее «Шамбáла», он не поймет.

М.МАЙЕРС: А откуда тогда взялось это сочетание звуков?

Э.МУЛДАШЕВ: Я даже не знаю, честно говоря.

М.МАЙЕРС: Это обозначение есть только в русском языке или нет?

Э.МУЛДАШЕВ: Я думаю, это индийское слово, потому что оно читается «шамбхала», а придыхания характерны для индийского языка, но точно я не знаю. На Тибете слово «Омолунгрен» звучит мистически. Люди начинают думать о возвышенном, хотят стать чище, надеясь, что попадут в эту прекрасную страну.

М.МАЙЕРС: Борис, я хочу отметить торжественность момента. Мы еще никогда не говорили о несуществующих городах. Давайте поставим здесь большой восклицательный знак. Если вы, уважаемые радиослушатели, ждете очередных рассуждений Туманова о женских прелестях и кулинарных изысках, то не дождетесь. Говорить мы будем о несуществующем или никогда не существовавшем городе, о несуществующих или никогда не существовавших обитателях этого города, о женщинах, блюдах, напитках, которые тоже не существуют сейчас, а может, не существовали и ранее.

Б.ТУМАНОВ: Поскольку никто не видел города снов, Шамбалы, никто не видел Омолунгрена, скажите, на чем основывается уверенность тех людей, которые верят в существование Шамбалы? На каких фактах, преданиях, географических данных?

Э.МУЛДАШЕВ: Уверенность в существовании подземного мира, который можно называть по-разному (Шáмбала, неприятно Шамбáла, Омолунгрен, еще как-то), во многих странах такого же порядка, как уверенность в том, что твоя мама обязательно будет любить тебя. Эта градация в людях Востока чистая. Они вообще чище, чем мы. В них сохранилось чистое восприятие жизни, вера в детскую мечту, сказки.

М.МАЙЕРС: Так сказки или не сказки? Дорогие друзья, объясните мне, откуда есть пошла земля Шамбалийская? С чего начинается Шамбала? Откуда ветер дует? Не бывает дыма без огня.

Э.МУЛДАШЕВ: У меня было 8 больших экспедиций: 3 гималайских, тибетская, на остров Пасхи, в Монголию и т.д. Представьте, где находится остров Пасхи. Это Тихий Океан, рядом с Чили. Тибет и Монголия находят практически в противоположном месте земного шара. Везде говорят о Шамбале. Этот подземный мир переводится на разные языки мира как «Шамбала», становясь синонимом подземного мира, где живут очень хорошие люди, Лучшие из Лучших.

М.МАЙЕРС: Мне казалось, что в царстве Аида живут не самые лучшие люди, неприятные существа, как Цербер.

Э.МУЛДАШЕВ: Вера в эту страну базируется на поверьях о том, что внутри земного шара нет огромного магнитного ядра, а есть пустота, в которой есть Желтое море, в середине которого, по алтайской легенде, находится земля Эрлика, или земля Красного хана, где светит внутреннее солнце, а в самых глубинах этого подземного мира находится Царство Молчания, или Царство Мертвых. Мертвые – это люди в состоянии сомати, то есть самоконсервации человеческого тела. Я рассказываю как бы сказку, а ведь 8 экспедиций, которые я проводил, показали, что это не сказка. Во все свои экспедиции я хожу по легендам, и не было еще ни одной экспедиции, которая подтвердила бы, что легенда врет. Люди не умеют фантазировать.

М.МАЙЕРС: Люди умеют дофантазировывать, обожествлять, разве нет?

Э.МУЛДАШЕВ: В принципе, да. Не зря бывают фантасты.

М.МАЙЕРС: Кстати, когда я читала про Шамбалу, в некоторых статьях я сталкивалась с тем, что о Шамбале говорится как о реально существующей стране или реально существующем городе, который просто канул в Лету по каким-то естественным географическим, историческим причинам, но именно сквозь толщу веков обрел такой легендарный флер.

Э.МУЛДАШЕВ: Так-то оно так, но мы нашли экспедиционные доказательства как ученые. Мы проводим научные экспедиции. На острове Пасхи мне с моим другом Венером Гафаровым показали потаенную пещеру. Пещера серьезная, потому что там уже погибло 60 человек. Люди, которые входят в эти пещеры и ползут куда-то по ним, исчезают. Местные жители говорят, что люди превращаются в туман.

М.МАЙЕРС: На протяжении какого времени?

Э.МУЛДАШЕВ: На протяжении последних 50 лет. Большая французская экспедиция там исчезла. В прошлом году мы возвратились с острова Пасхи. Мы ползем с моим другом, с которым мы прошли все экспедиции, по одной из пещер острова Пасхи. Пещера представляет собой керамическую трубу диаметром 1,5 метра. Керамикой можно назвать этот неизвестный материал толщиной 20 см, кое-где он обломлен. Эта труба немного вьется и уходит вдаль, а мы ползем и ползем.

М.МАЙЕРС: Но Вы, по-моему, не туман. Можно Вас потрогать?

Э.МУЛДАШЕВ: Мы ползем, боясь превратиться в туман. Как уговорить местных жителей показать потаенную пещеру – это отдельная эпопея. Когда мы уходили, последними словами нам были: «Вы превратитесь в туман». Мы ползем по этой явно искусственной пещере, которая ведет неизвестно куда. Вдруг Венер кричит: «Стоп! Ты весь облеплен шарами». Он все время, пока мы ползли (я впереди, а он за мной), фотографировал меня на цифровую камеру. Цифровая камера обладает одной особенностью: она порой видит то, что не видно простым глазом. В других экспедициях, в частности в Египте рядом с саркофагами, мы обнаружили, что цифровая камера выявляет очень любопытные летающие шары.

М.МАЙЕРС: Прямо как про летающие тарелки.

Э.МУЛДАШЕВ: Шары обычно величиной с мяч, хотя бывают большие 2-3 метра в диаметре, бывают маленькие с чашку величиной. Все шары имеют характерную структуру: они состоят из четырех уменьшающихся колец (все это видно на цифровой камере, особенно если вывести все это на экран компьютера), а в центре маленький крест.

М.МАЙЕРС: Борис, я чувствую, что по sms нас сейчас будут мочить. Я просто пытаюсь понять, причем здесь Шамбала.

Э.МУЛДАШЕВ: Дайте договорить. Эти шары, которые меня облепили, вызвали у меня приступы тошноты, головокружения и т.д., но тут я вспомнил алтайскую легенду (нашего горного Алтая) о том, что в подземном мире есть три уровня, и первый уровень – это «глаза людей». Вполне возможно, что так они называют эти шары. Эти шары мы встречали в многочисленных подземных проходах, которые мы находили как в Монголии, так и на Алтае и в других частях земного шара. Многие проходы под землю имели явно искусственное происхождение. Как объяснить эти трубы, например, острова Пасхи? Такие же трубы мы нашил в Монголии, то есть практически на противоположной стороне земного шара. Все легенды, все местные жители говорят, что эти трубы ведут в подземный мир, что они – первый уровень великого подземного мира Шамбалы и называются «глаза людей» на Алтае или шары у рапануев (местных жителей острова Пасхи).

М.МАЙЕРС: Нам тут пишут из интернета: «Нет, туман у вас свой». Это намек на Туманова.

Б.ТУМАНОВ: Я все это допускаю. Троя была легендой до тех пор, пока ее не открыл Шлиманн. Передо мной сейчас выдержки из Льва Гумилева, который придает Шамбале совершенно конкретное географическое местоположение, он даже называет столицу этой страны.

М.МАЙЕРС: Процитируйте.

Б.ТУМАНОВ: «Выяснилось, что центральный город страны Шамбала назывался Барпасаргад и был одной из столиц Ахеменидского царства». Наш слушатель, кроме того, напоминает нам о том, что Шамбала переводится как «страна, подвластная Сирии». Это все не отменяет этой мистической подкладки. У Гумилева это выглядит, как географическая карта.

М.МАЙЕРС: Где? «Подвластная Сирии» – это где? Это Ближний Восток?

Б.ТУМАНОВ: Нет, это примерно восточная часть Ирана, Афганистана. Сирия когда-то там тоже властвовала.

М.МАЙЕРС: А как же легенда о том, что Шамбала находится где-то в Гималаях.

Б.ТУМАНОВ: В том-то и дело.

М.МАЙЕРС: Я так понимаю, что это что-то вроде Атлантиды. Ищи ее по всему земному шару. Меня поразило в словах Эрнста то, что наш гость рассказывает об этом как о подземном мире, а в моих представлениях, хотя они основываются на каких-то мифах, отрывках, это страна, которая спряталась в высокогорье, в Гималаях. Это не та Шамбала? Буддистская Шамбала, о которой рассказывают легенды, – это не то?

Э.МУЛДАШЕВ: По моим книгам, которых уже 6, которые переведены на многие языки мира и являются бестселлерами…

М.МАЙЕРС: И на санскрите?

Э.МУЛДАШЕВ: Нет. Так вот у меня много противников, которые публикуются, например, в «Комсомольской правде». Одна из экспедиций по следам моих нашла небольшие пещерные гроты, сделанные в виде сот, где люди медитировали. Эта экспедиция объявила, что нашла Шамбалу. Шамбала стала скандальным словом. Я думаю, не надо скандально относиться к этому поверью, не надо делать из себя слишком умных, если нашли что-то необычное. Шамбала переводится как «подземный мир, более высокий, чем мы».

М.МАЙЕРС: То есть высокий в переносном смысле?

Э.МУЛДАШЕВ: Мы рассматриваем все, как муравьи, хотим, чтобы нам все объяснили. Мы должны склонить голову и осознать, что мы не столь умны. Мы должны отречься от установившегося в научном мире мнения, что современный человек есть высшая ветвь развития всего живого на земле. До нас были значительно более мощные цивилизации. Езжайте в Сирию, Ливан, Египет и посмотрите все эти чудеса. Это деяния цивилизации атлантов.

М.МАЙЕРС: Так может и быть, что Шамбала – это погибшая цивилизация?

Э.МУЛДАШЕВ: Нет, Шамбала во всех восточных религиях интерпретируется как подземный мир, куда допускались лучшие из лучших из всех человеческих цивилизаций.

М.МАЙЕРС: О чем тогда говорит Гумилев?

Б.ТУМАНОВ: Я прошу прощения. У нас здесь затевается маленькая дискуссия. Николай Константинович Рерих для меня лично авторитет. Его картины серии «Шамбала» подтверждают, с моей точки зрения…

Э.МУЛДАШЕВ: Последние 5 книг под общим названием «Поиски Города Богов», который искал Николай Константинович Рерих и который вроде бы удалось увидеть нашей экспедиции, я посвятил Николаю Константиновичу Рериху.

Б.ТУМАНОВ: Пржевальский, например, подтверждал только что произнесенные Эрнстом слова о том, что это область, в которую допускаются избранные. Пржевальский в своих записках рассказывает о том, что проводники во время путешествия по Гималаям отказывались идти в каком-то направлении, потому что говорили, что их туда не пускают какие-то силы.

Э.МУЛДАШЕВ: А знаете, кто не пускает? Эти шары, о которых я рассказывал. Они допускают до какого-то уровня, а дальше нет. Я был часто в подобных местах.

М.МАЙЕРС: Значит этих место много?

Э.МУЛДАШЕВ: Шары не убивают, но не пускают. Они вызывают тяжелые переживания. У кого-то раскалывается голова. У меня все время было головокружение. Особенно тяжело, когда выходишь с этим головокружением на отвесные скалы.

Б.ТУМАНОВ: Многие слушатели интересуются, можно ли посмотреть шары, которые вы сфотографировали, в интернете.

Э.МУЛДАШЕВ: Конечно. Все отчеты по экспедициям есть в газете «Аргументы и Факты» в виде статей. В статье прошлого года показаны эти шары.

М.МАЙЕРС: А в интернете можно найти?

Э.МУЛДАШЕВ: Тоже можно. Все мои книги выложены в интернет.

М.МАЙЕРС: Кира прислала нам это сообщение из интернета. Кира, покопайтесь. Я думаю, найдете. Я напоминаю, что у нас в гостях писатель и путешественник Эрнст Мулдашев. Мне бы хотелось свести нашу передачу не к тому, верите Вы нашему гостю или нет, а к тому, что такое Шамбала. Вы знаете об этом больше, чем мы. Мы пригласили Вас, чтобы вы нам об этом рассказали, потому что я не знаю об этом ровным счетом ничего. Если вы, уважаемые слушатели, что-то знаете, то мы вам сейчас телефон подключим. Согласно мифам, это некое пространство, в которое попадают избранные. Кто попадает и зачем?

Э.МУЛДАШЕВ: Эти избранные в восточных легендах называются словом «Учителя». Учителя – это просто люди с чистой душой.

М.МАЙЕРС: Вы говорите сейчас о буддизме?

Э.МУЛДАШЕВ: Это буддизм и религия бонпо. Религия бонпо более древняя, чем буддистская.

Б.ТУМАНОВ: Где она распространена?

Э.МУЛДАШЕВ: Непал и Тибет. Бонпо-лама, с которым я неоднократно встречался, мощный религиозный ученый. Религия несет знания.

М.МАЙЕРС: И все-таки, кто эти люди и что в этой Шамбале делать? Борис, мы переходим к разговору о женщинах, если Вы успели заметить.

Э.МУЛДАШЕВ: Там просто-напросто живет цивилизация, но необычная. Она многолика. Там живут представители разных цивилизаций: гиганты-лемурийцы 10-метровго роста…

М.МАЙЕРС: Как здорово! Почти как в «Путешествиях Гулливера».

Э.МУЛДАШЕВ: Атланты 3-7-метрового роста, наша цивилизация, арийская, которую Гитлер приписал только немцам.

М.МАЙЕРС: И кого из нашей цивилизации взяли в Шамбалу?

Э.МУЛДАШЕВ: Если бы пресса объявила, кого взяли. Никого не берут. Мы слишком грязны.

М.МАЙЕРС: А арийцы чисты?

Э.МУЛДАШЕВ: Арийцы – это и есть мы. Все современное низменное человечество называется арийцами. До нас жили атланты, до них были лемурийцы.

М.МАЙЕРС: Эрнст, я читала, что Шамбалу искало и НКВД, и КГБ, и некоторые ребята в гитлеровской Германии. Им-то это зачем?

Э.МУЛДАШЕВ: Было 3 германских экспедиции в гитлеровской Германии, 2 британских, 1 шведская, 2 наши экспедиции.

М.МАЙЕРС: КГБшные?

Э.МУЛДАШЕВ: Конечно.

М.МАЙЕРС: Ребятам делать больше нечего что ли?

Э.МУЛДАШЕВ: Многие из этих экспедиций погибли, причем тяжело. Выживать на высотах 5-6 км на Тибете нелегко.

М.МАЙЕРС: То есть все-таки в Тибете?

Э.МУЛДАШЕВ: Они искали там.

М.МАЙЕРС: Каковы были их цели и задачи?

Э.МУЛДАШЕВ: На Тибете, по легендам, существует Город Богов, где находится большая дверь в Шамбалу, которая открывается, как явствует из легенд, только при знании заклинания. Но дверь откроется только чистому человеку.

М.МАЙЕРС: Я понимаю, Эрнст, когда Вы это рассказываете мне, Маше Майерс, в эфире «Эха Москвы» в половине первого ночи, но представить, как на очередном совещании НКВД Феликс Эдмундович Дзержинский, почесав репу, приходит к выводу, что пора соорудить экспедицию в Шамбалу…

Э.МУЛДАШЕВ: Дело в том, что в этом легендарном Городе Богов, о котором написано 5 моих книг (последняя книга сейчас выходит – «Матрица жизненной земли»)…

М.МАЙЕРС: Эрнст, не мучайте меня. Я Вас умоляю.

Э.МУЛДАШЕВ: В этом легендарном Городе Богов на трех столбах находится легендарный камень Шантамани.

М.МАЙЕРС: Что это такое? Это почти как философский камень, наверное. Он все-таки существует. Прав был Гарри Поттер, черт возьми.

Э.МУЛДАШЕВ: Камень Шантамани имеет 9 фрагментов. 9-ый фрагмент путешествует в настоящее время по миру. По преданиям, им владел Чингисхан, который невероятно легко завоевал полмира. Если посмотреть на географию завоеваний Чингисхана, завоевывал он, как утверждают монголы, не столько силой, сколько убеждением. Силой он завоевывал только тех, на кого не оказывало влияние убеждение. Предполагают, что Чингисхан владел 9-ым фрагментом камня Шантамани.

М.МАЙЕРС: Гитлер был в достаточной степени психом, чтобы отправиться в Тибет искать камень Чингисхана.

Э.МУЛДАШЕВ: Гитлер был умным человеком.

М.МАЙЕРС: Только он не очень нормальный, по-моему.

Э.МУЛДАШЕВ: Он не очень нормальный, но надо прямо сказать, что любой завоеватель хотел овладеть всем миром. Ему не хватало завоеванных территорий. Все завоеватели стремились найти этот камень.

М.МАЙЕРС: В какие годы наши НКВДшные экспедиции отправлялись?

Э.МУЛДАШЕВ: Довоенные годы.

М.МАЙЕРС: То есть это Сталин?

Э.МУЛДАШЕВ: С 1925-1937.

М.МАЙЕРС: А они ничего не нашли?

Б.ТУМАНОВ: Не нашли. Многие проводят параллели между Шамбалой и Белогорьем. Имеет это основание? Что такое Белогорье? Это русское название Шамбалы или это отдельная легенда?

Э.МУЛДАШЕВ: Это наша отдельная легенда. Я пытался на Алтае (в прошлом году у нас была экспедиция Алтай-Монголия) понять, что значит это название «Белогорье». Реки на Алтае белые, известковые – это единственная аналогия. Но на Алтае, как и в Монголии, много подземных проходов таких же, как на острове Пасхи. Люди там тоже превращаются в туман. Они представляют собой вырезанные в грунте отверстия и называются в переводе «рот земли». Есть много фотографий. Все это будет представлено в газете «Аргументы и Факты».

Б.ТУМАНОВ: Дело в том, что Белогорье тоже воспринимается как некая страна, в которую доступ позволен только избранным.

М.МАЙЕРС: Все-таки в чем идея? Вы начали рассказывать о 10-метровых, 4-метровых существах. В чем идея существования этого мифического города, попадания туда? В чем кайф пребывания там? Извините за молодежное выражение.

Э.МУЛДАШЕВ: Мы говорим очень весело, а вообще-то это не очень весело. Мы говорим задиристо о священном. Я думаю, тот тон, который мы взяли в этой передаче, тон развлекаловки не подходит и мне не нравится.

М.МАЙЕРС: Это я взяла, но это специфика нашей передачи.

Э.МУЛДАШЕВ: Да, нам надо веселить слушателей, но мне не нравится этот тон по той причине, что это священно. Этим тоном мы наступаем на глубочайшие убеждения многих народов. Если мы здесь, напичкавшись рекламой, насмотревшись голливудских поганеньких фильмов, стали столь эмансипированными и можем судить о священных для других людей вещах так легко, прихлестывая своим остроумием, то это не означает, что все эти легенды, эти сказки, в которые искренне верят люди, что существует страна Лучших, страна детских снов, страна мечты… Вы знаете, что это неправда? Мы верим в правду, в поганую правду, когда рекламируют Dirol, мы верим в то, что читаем в детективах, которые являются методическим пособием, как убивать и скрывать и т.д., но мы не хотим верить в душевные моменты очень многих людей, и это очень плохо, потому что Бог создал людей одинаковыми. Те легенды о гигантах и те доказательства, которые есть по миру… Например, огромные мегалиты Бальбека. Они существуют наяву, но как они объясняются? Что их делали дикари. Пирамиды строили якобы дикари, чтобы захоронить какого-то своего богатея. Это все неправда. Мы, люди, должны отнестись к этому серьезнее. Мы слишком напичканы поганой рекламой.

М.МАЙЕРС: Подождите. У нас все получается в одну кучу. Я говорю о том, чего я не знаю и что пытаюсь понять, поэтому задаю вопросы. Я отнюдь не хотела оскорбить чистую веру. Демонстрировать эти священные моменты и требовать уважения к ним можно, если Вы мне их объясните. Я Вас и спросила, в чем суть. Если Вас оскорбило слово «кайф», я могу придумать синоним.

Э.МУЛДАШЕВ: Меня не это оскорбило.

М.МАЙЕРС: В чем суть? Я понимаю, что есть мифическая потерянная цивилизация Атлантида. Что такое Шамбала? Что такое страна Лучших? Это с Раем в христианской традиции можно сравнить?

Э.МУЛДАШЕВ: Не будем сравнивать с Раем.

М.МАЙЕРС: Вы говорите о святынях. Святыни существую как в буддизме, так и в христианстве. Я не хочу в теологическую специфику углубляться.

Э.МУЛДАШЕВ: Я скажу Вам, если Вы не будете перебивать меня хотя бы одну минуту.

М.МАЙЕРС: Я хочу поговорить о Шамбале.

Э.МУЛДАШЕВ: Я человек весьма приземленной профессии – глазная хирургия. Когда ты разрезаешь глаз, тебе не до потусторонних мыслей, не до споров. Я делаю 600-800 операций в год. Я оперирую 5 дней в неделю. При всем этом меня повлекло в эти экспедиции. Почему?

М.МАЙЕРС: Любопытство.

Э.МУЛДАШЕВ: Потому что загадки человеческого организма так велики, потому что люди умирают на глазах, потому что люди слепнут на глазах. У каждого, кому плохо, в душе возникает мечта о том, что придет чудо, а эти чудеса, которых так много в мире… Езжайте хотя бы в Египет. Они объясняются так дешево: дикари построили в виде гробниц. Попробуйте пойти против авторитета. Насаждается этот до безобразия приземленный вариант жизни, который можно назвать в рекламном варианте пищеварительным образом жизни. Это никогда не приведет ни к чему хорошему.

М.МАЙЕРС: О Господи, Вы не отвечаете на мой вопрос. Борис, может, Вы мне объясните.

Б.ТУМАНОВ: Что именно?

М.МАЙЕРС: В чем святость Шамбалы? В чем идея этой страны?

Б.ТУМАНОВ: Я не наш гость. Я не могу отвечать на Ваши вопросы.

М.МАЙЕРС: Можете.

Б.ТУМАНОВ: Я сам хочу спросить у Эрнеста. Из того, что Вы с такой эмоциональностью и убежденность говорили, у меня складывается впечатление, что Шамбала – это религия, вера, мечта?.. Что это такое?

Э.МУЛДАШЕВ: Это подземный мир.

Б.ТУМАНОВ: Подземный мир, в который не пускают нас грешных.

М.МАЙЕРС: А зачем туда стремиться?

Э.МУЛДАШЕВ: Мы хотим, чтобы нас пустили.

М.МАЙЕРС: Мы хотим этого?

Б.ТУМАНОВ: Что мы должны для этого сделать?

М.МАЙЕРС: Что там хорошего?

Э.МУЛДАШЕВ: Стать чище, стать не такими приземленными, чуть более духовными.

М.МАЙЕРС: Если я стану чище, меня туда пустят. А там что?

Э.МУЛДАШЕВ: Не пустят при этой жизни.

М.МАЙЕРС: Все равно не пустят?

Э.МУЛДАШЕВ: Не пустят. Хотя бы из-за этой передачи, которую мы сейчас так легко ведем о Шамбале, потому что Шамбала – это святое, это священное.

М.МАЙЕРС: Давайте послушаем людей. Нам интересно ваше мнение, уважаемые радиослушатели, тем более что у нас тут обвал, причем достается в основном мне и Эрнесту.

Б.ТУМАНОВ: Видите, как хорошо помалкивать? Я должен извиниться. Юля мне подсказала. Конечно, не Белогорье, а Беловодье.

М.МАЙЕРС: Я напомню, что у нас в гостях писатель, путешественник и офтальмолог Эрнст Мулдашев. Как поставить вопрос? Верите ли Вы в Шамбалу? 7839025 – для скептиков. 7839026 – для людей, которые разделяют точку зрения Эрнеста и, может быть, хотят задать Вам вопрос. Надевайте наушники. Может быть, вам есть, что добавить к нашему разговору. Я совершенно ничего не знаю, не знаю, о чем мы говорим. Борис Туманов таинственно помалкивает, а Эрнст готов отвечать на ваши вопросы. Конечно, вторая точка зрения интереснее. Известно, что скажут скептики. Доброй ночи.

CЛУШАТЕЛЬ: Доброй ночи.

М.МАЙЕРС: А что такое Шамбала в Вашем представлении?

CЛУШАТЕЛЬ: Это священное место, а точнее измерение, к которому мы относимся с большим незнанием и непониманием.

М.МАЙЕРС: Что помогло Вам узнать или понять? Вы можете рассказать нам что-то, что могло бы просветить нас, непросвещенных?

CЛУШАТЕЛЬ: Вряд ли. Очень хорошо об этом написано у Рериха, у многих других и у Вашего гостя.

М.МАЙЕРС: Вы верите в Шамбалу?

CЛУШАТЕЛЬ: Я инженер. Я не могу верить или нет. Я могу пощупать. Наверное, что-то такое существует. Просто мы очень мало информированы об этом.

М.МАЙЕРС: Спасибо большое. Еще раз слушаем вторую линию. Доброй ночи.

CЛУШАТЕЛЬНИЦА: Доброй ночи или добрый вечер. Кому как. Я сова, поэтому для меня вроде бы и нормальное время. Я обожаю вашу передачу. Вся наша семья ее слушает. Я приветствую сегодня всех ваших гостей. Я говорю браво вашему гостю.

М.МАЙЕРС: Спасибо. Скажите только, как Вас зовут.

CЛУШАТЕЛЬНИЦА: Меня зовут Людмила. Простите, что не представилась. Во-первых, я хочу сказать, что я верующий человек, хотя не фанатичный. Я человек достаточно реалистичный. Тем не менее, в то, что существуют иные миры, другие галактики, в которых, возможно, есть жизнь (вчера была замечательная передача по этому поводу), что существует Шамбала, я верю безгранично. Слушаю вашу сегодняшнюю передачу с таким замиранием сердца. Я вам очень благодарна за то, что вы подняли эту тему. Маша, то, что Вам сказал Эрнст по поводу ведения иногда таких замечательных передач, примите к сведению.

М.МАЙЕРС: Да, Людмила, конечно, конечно. Я принимаю к сведению. Спасибо Вам большое. Но мне хотелось бы говорить не об Эрнесте, хотя я допускаю, что Вы его любите. Ему очень приятно. Он улыбается. И не обо мне. Хотелось бы говорить о Шамбале. Не тратьте время. Я буду безжалостно выводить Вас из эфира, не собираюсь церемониться.

Б.ТУМАНОВ: Вас не пустят в Шамбалу.

М.МАЙЕРС: На «Эхо Москвы» Вас не пустят 100 %. 7839026. Доброй ночи.

CЛУШАТЕЛЬ: Доброй ночи. Меня зовут Теодор. Я просто чувствую душой, что Шамбала существует.

М.МАЙЕРС: Я не знаю, что тут сказать. Борис?

CЛУШАТЕЛЬ: Еще я чувствую, что наша цивилизация идет не совсем правильным путем.

М.МАЙЕРС: Спасибо.

Б.ТУМАНОВ: С этим я, пожалуй, соглашусь. Мы действительно идем не туда. Мой африканский опыт говорит мне, что, даже если у нас нет доказательств существования Шамбалы, относиться с пренебрежением к этому нельзя.

М.МАЙЕРС: Почему же я стала для вас девочкой для битья?

Б.ТУМАНОВ: Я не Вас бью. Я дискутирую с теми нашими слушателями, которые категорически отрицают даже целесообразность разговора на эту тему. Когда ты являешься свидетелем бытовых явлений, которые трудно объяснимы, понимаешь, что многого не знаешь. Так было со мной.

М.МАЙЕРС: 53 минут на часах. Для чего мы здесь собрались? Не для того, чтобы читать друг другу нравоучительные беседы, а для того, чтобы восполнить эти пробелы. Поэтому я Вас и спрашиваю, в чем идея, как попасть, какие есть легенды, где она существует. Я пытаюсь наполнить этот разговор фактурой, потому что мы говорим не о том, верим мы в несуществующее или нет. Это личное дело каждого. Раз мы говорим о Шамбале, давайте говорить о Шамбале, а не о том, как вести эту передачу или как можно верить в то, во что другие не верят.

Б.ТУМАНОВ: Маша, если Вам хочется конкретики, то в пользу существования Шамбалы, скажу, что в 1627 году два путешествующих католических монаха впервые услышали слово «Шамбала» и даже попытались туда проникнуть, но не смогли этого сделать. Вернувшись в Европу, они распространили это слово. Это конкретика, если хотите. Тогда не было ни радио «Эхо Москвы», ни скептиков, ни энтузиастов. Тогда это воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Некоторые европейские легенды помещают в Гималаях, в Шамбале Святой Грааль, за которым гонялись рыцари короля Артура. Я не берусь судить о Шамбале, но думаю, было время, когда люди были достаточно наивны, чисты, если хотите, чтобы верить. Это был период детства человечества. Эрнст скажет, что он верит, и знает, что Шамбала существует. Для меня это картина Рериха великолепной красоты, которая меня захватывает, которая меня манит. Мне тоже хочется туда попасть, но мой природный скептицизм не позволяет мне думать, что я приеду в Гималаи и попробую туда проникнуть. В этом, если суммировать наш сегодняшний разговор, заключается сама идея Шамбалы.

М.МАЙЕРС: Разделяете, Эрнест? Или есть что добавить, подкорректировать, опровергнуть?

Э.МУЛДАШЕВ: Вообще не разделяю.

М.МАЙЕРС: Давайте суммируем. Что такое Шамбала?

Э.МУЛДАШЕВ: Разговор пошел немного не в ту сторону, Маша, и вы оказались девочкой для битья.

М.МАЙЕРС: Бог со мной. Давайте о Шамбале.

Э.МУЛДАШЕВ: Самое главное, что меня задело, – это чуть-чуть пренебрежительные нотки, поэтому разговор наш во второй половине передаче принял неприятный характер.

М.МАЙЕРС: Бог с ним.

Э.МУЛДАШЕВ: Бог с ним. С другой стороны, совершать эти экспедиции – это огромный труд.

М.МАЙЕРС: Но это же удовольствие.

Э.МУЛДАШЕВ: Удовольствие – это поваляться на берегу Средиземного моря. Я ни разу в жизни не выезжал на курорт. Эти экспедиции – это бесконечный риск: сейчас у меня поврежденная нога. Хирургическая операция – это в какой-то степени романтика хирургических дорог, но это тяжелый труд. И этот тяжелый труд ради чего-то делается.

М.МАЙЕРС: Ради чего?

Э.МУЛДАШЕВ: Отнюдь не ради денег. Это я могу сказать точно. Он делается по манящему чувству поиска истины, смысла жизни, который стимулируется детской мечтательностью, стремлением найти что-то, что не познано нами. Эти интонации, которые прорываются не у Вас… У Вас ужасно добрые глаза, Маша. Эти добрые глаза говорят о том, что Вы такой же романтик, как и я. Россия покорила Сибирь. Форпост России был создан в низовьях Лены, где 9 месяцев зима. Сила романтика очень велика.

М.МАЙЕРС: Эрнст, я Вас очень прошу, как человека, который ближе всего соприкасался с этим мифическим, священным началом, скажите что-нибудь о Шамбале в последние 2 минуты.

Э.МУЛДАШЕВ: Шамбала есть все-таки подземный мир очень чистых людей всех цивилизаций, рас, которые когда-либо жили на земле. Они объединены только на основании внутренней чистоты, чего нам катастрофически не хватает.

М.МАЙЕРС: Это Эрнст Мулдашев, писатель, путешественник, офтальмолог. Борис, по-моему, такой «Истории одного города» у нас еще никогда не было. Я не поняла, город это или не город. В этой передаче это уже стало неважно.

Б.ТУМАНОВ: Если судить по колоссальному количеству откликов на эту передачу, то это успех. Столько реплик я никогда не видел.

М.МАЙЕРС: Тут мы можем сказать отдельное спасибо нашему гостю за то, что Вы нашли время, приехали к нам из Уфы, чтобы принять участие в нашей передаче.

Э.МУЛДАШЕВ: Я могу ответить, Маша, что у Вас очень задорное красивое лицо. В Вас есть детский задор, а это здорово и лучше, чем быть всезнайкой, который поучает жить кого-либо.

М.МАЙЕРС: Скажу Вам по секрету, что у Бориса Туманова есть псевдоним Всезнайка Туманов. Считайте, что Вы уже обратились в туман, Борис. Спасибо огромное. Эрнст Мулдашев, писатель, путешественник, офтальмолог. Сегодня мы попытались вам рассказать одну историю одной Шамбалы. Город это или нет, существует эта страна или нет, решайте сами. Спасибо.