Tags

, , , , , , , , , , ,


Когда-то это было популярно – запоминать много.

В Древнем Риме ораторы часами произносили по памяти речи, сочинённые заранее. В прошлом были люди, знавшие наизусть Библию, – Жюльен Сорель из романа Стендаля “Красное и черное”. А ведь у этого героя был прототип, который так подействовал на автора, что тот описал его в своем произведении.

У академика А. Лурии, психолога и психиатра, был пациент Шерешевский, который “не умел забывать”. Его память не имела ограничений по объему – только по скорости. На каждое слово он тратил примерно по 2-3 секунды, но если ему давали это время, то он уже никогда не забывал узнанное.

Александр Македонский помнил в лицо и по имени каждого солдата своей многотысячной армии.

И сейчас есть люди, по роду своей деятельности знающие наизусть огромные тексты (например, священники), свободно “играющие” датами и цифрами (бизнесмены, политики, профессора).

Человеческий мозг гораздо мощнее чем любой компьютер, который можно купить за любые деньги. Ученые считают, что он работает всего лишь на 10% своей мощности. Но они знают, однако, что даже это позволяет хранить и воспроизводить гигантское количество информации. По недавно подтвержденным данным он содержит 1012 нейронов, количество возможных комбинаций между ними (а именно здесь хранится информация) больше чем количество частиц во вселенной. У многих из нас, однако, память остается неиспользованной

Глаза – вынесенный за пределы черепной коробки мозг. Через глаза поступает 90% информации об окружающем мире.. Зрительный нерв имеет более одного миллиона изолированных нервных волокон. Мозг анализирует информацию с миллисекундными интервалами.

Нейро-лингвистическое программирование. НЛП (оно же NLP) – новое направление психологии, в которое вошло все то, что действительно работает, т.е. доступно для практического применения.

История НЛП начинается с того момента, когда Бэндлер и Гриндер вовсе не собирались открывать новую школу терапии, они лишь хотели определить методы, используемые выдающимися терапевтами, и передать их другим. Их не интересовали теории, они создавали модели успешной терапии, которые работали на практике и которым можно было научиться. Трое терапевтов, которых они моделировали, представляли собой индивидуальности, сильно отличающиеся друг от друга, и все же они использовали удивительно похожие основные методы. Бэндлер и Гриндер вскрыли эти методы, рафинировали их и построили изящную модель, которая может быть применена в эффективной коммуникации, личностном изменении, ускоренном обучении и, конечно же, в получении большего удовольствия от жизни.

Весной 1976 года Джон и Ричард спрятались в бревенчатом домике высоко в горах неподалеку от Санта Круза, собирая вместе все прозрения и открытия, которые они сделали. К концу марафона, который длился 36 часов, они открыли бутылку красного калифорнийского вина и спросили сами себя: “Как это будет называться?”

В результате получилось Нейролингвистическое программирование – громоздкое словосочетание, за которым скрываются три простые идеи.

Часть “Нейро” отражает ту фундаментальную идею, что поведение берет начало в неврологических процессах видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения и ощущения. Мы воспринимаем мир через пять своих органов чувств, мы извлекаем “смысл” из информации и затем руководствуемся им. Наша неврология включает в себя не только невидимые мыслительные процессы, но и наши видимые физиологические реакции на идеи и события. Одно просто является отражением другого на физическом уровне. Тело и разум образуют неразделимое единство, человеческое существо.

“Лингвистическая” часть названия показывает, что мы используем язык для того, чтобы упорядочивать наши мысли и поведение и чтобы вступать в коммуникацию с другими людьми. “Программирование” указывает на те способы, которыми мы организуем свои идеи и действия, чтобы получить результаты. НЛП имеет дело со структурой субъективного опыта человека: как мы организуем то, что видим, слышим и ощущаем, и как мы редактируем и фильтруем с помощью органов чувств то, что получаем из внешнего мира. НЛП также исследует то, как мы описываем это в языке и как мы действуем – намеренно или ненамеренно – чтобы получить результат.

Наше подсознание – гибкий и программируемый инструмент. Доступ к его ресурсам осуществляется с помощью четкой постановки задачи и не менее четкой ее формулировки. Даже компьютер не может одновременно решать задачи в двух приложениях. Наше подсознание подчиняется тем же законам последовательности действий – именно изучение этой его особенности позволило создать системы искусственного интеллекта.

Привычки, заложенные в подсознании, являются также мощным инструментом запоминания и познавания. Есть множество методик коммуникации, методов запоминания, получения и познавания информации, основанных на работе подсознания. К сожалению часто популярность приобретают те методы, которые много обещают и дают видимость положительного эффекта сначала, но по прошествию времени способны нанести вред психическому здоровью. Как отличать эти методики.
Существую две принципиально противоположные системы работы с подсознанием — это генерация его работы при помощи тренировок и специальных упражнений (ведь мозг это орган, который можно тренировать, как тренируют мускулатуру) и воздействие на него извне, так называемая “неконтролируемая запись на подкорку”. Последнее может привести к неврозам и психическим заболеваниям, так как грубое вмешательство в тонкий механизм психики всегда чревато последствиями.
Предлагаю вам мнение работника советского телевидения, проработавшего в нем больше четвеpти века, до 1987 года. Лабоpатоpия в которой он финансиpовалась Тpетьим отделом КГБ.

…В результате экспериментов с 25-м кадром обнаpyжились побочные действия воздействия – испытyемый, постоянно подверженный действию скрытой кинорекламы, становился рассеянным на pабочем месте, стандартные реакции замедлялись. Емy, например, нельзя было садиться за руль.

…Hе уверен, что зрители наших кинотеатров в шестидесятые годы, смотревшие “Девять дней одного года” или “Кавказскую пленницу”, не видели пpи этом что-нибyдь лишнее.
…Позже появились сpедства воздействия более пpогpессивные. Hапpимеp, наложение необходимой инфоpмации на звyкозапись. Я впеpвые столкнyлся с этой pаботой в 1968 годy, когда после окончания МИЭТа пpишел в фиpмy “Мелодия”.

Хотя известен пример, когда в Америке с помощью 25-го кадра (в кинопленке после каждого 24 кадра фильма вклеивается еще один дополнительный кадр, который не виден при обычном просмотре, так как скорость ленты 24 кадра в секунду) рекламировали Кока-колу, то после фильма большое количество зрителей предпочитали именно этот напиток. Курсы изучения английского языка при помощи кассет Элоны Давыдовой отличаются тем, что грубое вмешательство в подсознание идет не со зрительного, а с аудиоканала. Всем известны принципы лечения алкоголизма при помощи кодирования и гипноза, когда после действия гипноза человек перестает пить, но становится порой невыносим, а после срока действия гипноза начинает пить еще больше.

Подсозанание не прощает грубого вмешательства, даже если речь идет об одитинге, принятом в дианетических сектах. Резко отличаются от этих методик нейролингвистическое программирование, метод скорочтения, метод запоминания Самвела Гарибяна и другие методики направленные на развитие привычек необходимых для эффективной работы мозга.

Воображение – удел гениев?

Физика и изобретателя Никола Тесла (1856—1943) называли “гением, который возвестил приход века электричества”. Он бесспорно является одним из наиболее творческих и значительных изобретателей прошлого века и одним из наиболее плодовитых:. 700 его изобретений включают электромагнитный двигатель, турбину, устройства беспроволочной передачи и дистанционного управления. Тайна его изобретений – в исключительно развитом …воображении и способности к визуализации (умение создать воображаемую “картинку”, представить в сознании до мельчайших деталей любой предмет).

“В детстве я страдал от необычного расстройства, связанного с появлением образов, часто сопровождавшихся вспышками света, которые искажали вид реальных объектов и вторгались в мои мысли и действия. Это были изображения предметов, сцены, которые я уже видел, и никогда — того, что воображал. Когда мне говорили что-либо, образ объекта, обозначенного этим словом, живо представал перед моим взором, и иногда я не мог отличить, было ли передо мной нечто такое, что я просто видел, или это можно было потрогать. Подобные видения вызывали у меня большой дискомфорт и тревогу… Чтобы вы могли получить представление о моих огорчениях, представьте себе, что я видел похороны или что-то другое душераздирающее. Затем, неизбежно, в тишине ночи, живая картина этой сцены появлялась передо мной и оставалась перед моим взором, несмотря на все усилия ее убрать. Иногда она продолжала оставаться в пространстве, хотя я и мог проткнуть ее рукой.

Мне было около семнадцати лет, когда я стал серьезно думать об изобретениях. Тогда, к моему огромному удовольствию, я заметил, что могу очень легко визуализировать. Мне были не нужны модели, рисунки или эксперименты. Я мог рисовать их в моем сознании. Так, бессознательно я пришел к тому, чтобы разработать новый метод материализации изобретательских идей и концепций, полностью противоположный чисто экспериментальному и, по моему убеждению, столь же быстрый и эффективный.” (Никола Тесла. Мои изобретения).

Существует интересный анекдот. Однажды Тесла пытались поймать на его утверждении, что он мог создавать свои машины в воображении и что для него “не было никакой разницы”, запускать ли свою турбину “в мыслях” или испытывать в мастерской. Для того, чтобы доказать это, Тесла “построил” одну воображаемую турбину в своем мозгу, а другую заказал по-настоящему. Обе машины были запущены одновременно. Через месяц после этого Тесла разобрал свою воображаемую турбину и точно указал те детали, которые износились или разрушились. Когда разобрали и осмотрели реальную машину, оказалось, что описание Тесла каждой детали точно совпадало с тем, что обнаружилось в реальной машине!

Интересно отметить, что описания Тесла своей способности фантазировать весьма напоминают такую же способность другого знаменитого ученого и гения, Альберта Эйнштейна, который говорил, что всегда мыслил образами, а не словами или математическими формулами. Эйнштейн утверждал: теория относительности выросла из его подростковой фантазии, когда он пытался зрительно представить себе, на что была бы похожа реальность, если бы “он ехал на конце светового луча”.
Стратегия Тесла имеет поразительное сходство со стратегией, описанной Моцартом, утверждавшим, что сначала он сочинял музыку в голове, а затем, когда она была готова, просто “переписывал” ее на бумагу. Моцарт писал, что видел музыку мысленным взором таким образом, что она была почти полностью завершенной и законченной в моем мозгу, так что я мог ее рассматривать, как прекрасную картину или статую… Поэтому перенесение на бумагу происходит достаточно быстро, поскольку, как я уже сказал, к этому моменту все уже закончено; и то, что написано на бумаге, очень редко отличается от того, что находилось в моем воображении”. (Е. Холмс. Жизнь Моцарта, включая его переписку).

Учитель и ученики. Проблема обучения – злободневная проблема всего земного шара. С детства в нас стараются впихнуть массу информации, до 90% которой в жизни нам никогда не понадобится. Причем обучают человека в основном науке, логике, забывая об искусстве, интуиции, убивая романтику и поэзию. Поэтому мы считаем, что окружающий мир нам знаком, разложен по полочкам. С детства в наши головы заложены шаблоны “на все случаи жизни”, созданы психические препоны, за границу которых мы боимся выйти.
Дон Хуан у Карлоса Кастанеды говорит: “Мир, который ты воспринимаешь, создан твоими родителями. Это твой пузырь восприятия, который я в тебе должен разрушить. Тогда на тебя нахлынет настоящий волшебный мир, в котором возможно все, что бы ты ни пожелал.

В Японии существует школа для одаренных детей, где ребенка обучают творческому мышлению. Учение построено на вере. Ученик должен воспринимать данную систему обучения как абсолютную, иначе он не сможет ею пользоваться. Ученики подбираются уже готовыми для ее восприятия.

Причем для каждого учителя – свои ученики. И каждый учитель достоин своих учеников. Поэтому учителя разных систем не могут общаться между собой, так как учитель является жрецом системы, выполняющим ритуал ее до мельчайших подробностей днем и ночью.

Учитель и система – это одно и то же. Вокруг каждого учителя собирается группа учеников, знающих систему. Каждая система построена на логическом и эмоциональном уровне. Чем более эмоциональна система, тем большее число верующих в нее собирается вокруг нее.

Что мешает самоучителю стать учителем.

Всякое сообщение, которое передается от человека к человеку, в неявной форме, несет в себе всю картину мира. Однако, если передающий сообщение и принимающий его имеют разные представления (разную картину мира), то полученное сообщение будет неадекватно переданному. Только в компьютерах текст написанной программы будет интерпретирован всеми машинами одинаково, а в человеческом общении каждый человек будет интерпретировать информацию по-своему.

При переводе слова “верблюд” на арабский язык мы должны учитывать, что в арабском слову “верблюд” соответствует около сотни разных слов в зависимости от пола, возраста, породы, состояния и т.д. Таким образом, описания других традиций несет в себе смысл интерпретируемый в контексте данной традиции, будь то Даосская йога, миры Карлоса Кастанеды, или методы запоминания информации.

Если мы даже прочли все эти книги, то с какого-то момента эти тексты перестают нам быть понятными, поскольку мы далеки от контекста данной культуры. Тут книжное знакомство с книжной практикой теряет смысл, а иногда просто становится опасным, если рядом нет живого носителя традиции, который может передать ее в полном объеме.

В последнее время все чаще стали встречаться жертвы различных традиционных систем, которые поработали со сновидением или прочитав в “Даосской йоге” о трансформации сексуальной энергии стали что-то делать со своей эндокринной системой.
Так же человек, который прошел определенную школу имеет другое представление о мире, его внимание сконцентрировано на вещах, ранее не имевшими для него большого значения.

Учитель и его тексты – не одно и то же, книги вторичны, и их роль – скорее дать некий знак, который будет воспринят будущими учениками и приведет их к учителю.

Книга С. Гарибяна и сам Самвел – это не одно и тоже. Хотя бы одно то, что сейчас достаточно авторов, которые пишут статьи на тему методик запоминания, и даже берутся проводить курсы по активации памяти, никто из них не смог достигнуть такого результата как Самвел Гарибян. Самвел Гарибян единственный в мире человек, обладающий суперпамятью, — 1000 слов из 10-ти иностранных языков с одного прочтения.