Известно, что в ходе интеллектуального развития человека количество клеток коры головного мозга (20 млрд.) практически не увеличивается по сравнению с тем, каким оно было при рождении. Это означает, что формирование способностей к интеллектуальной деятельности происходит на фоне не количественных, а качественных изменений мозга – повышения активности его функционирования и усложнение структуры под воздействием внутренних биологических и внешних обучающих факторов.
Если перевести все вышесказанное на простой и понятный язык, то становится ясно, что гениальность и талантливость человека совсем не зависят от врожденных качеств. Одаренность формирует окружающая среда. Недавно ученые пришли к выводу, что пагубное влияние наследственности сильно преувеличено – она влияет на умственные способности гораздо меньше, чем обучающая среда. Иными словами, при правильном подходе из любого ребенка можно вырастить талант. Но! – есть ряд ограничений.
Базу будущего дара надо успеть сформировать до 3-х лет, поскольку именно в это время клетки мозга имеют наибольшую способность к образованию новых связей (к трем годам мозговая структура уже сформируется на 90%). Стимулировать этот процесс, лучше начиная с периода внутриутробного развития…
Родители буквально сходят с ума, приписывая новорожденному то одни, то другие выдающиеся способности. Однако прагматичные ученые доказали, что у новорожденного функционирует лишь 20% мозговых клеток, следовательно, его талант беспомощен, как и он сам. Но не безнадежен: любое действие, которому обучается ребенок, вовлекает в активную работу новые мозговые клетки и талант поднимает голову.
Одновременно с этим происходит усложнение структуры мозга: нервные клетки не изолированы друг от друга; полученный одной клеткой нервный импульс будет передан другим – так формируются пути для передачи информации. Нервные волокна, по которым проходит импульс, как бы обрастают оболочкой, защищающей его от рассеивания и ослабления. Все эти процессы происходят благодаря воздействию внешней среды, побуждающей клетки мозга к активной передаче информации, идущей от органов чувств. Соответственно, “нищая” внешняя среда затормаживает эти процессы, разнообразная – стимулирует.
Сегодня в мире сложилась парадоксальная ситуация: здоровые дети впоследствии оказываются значительно менее развитыми, чем детишки, имевшие осложнения при рождении и проблемы со здоровьем в дальнейшем. Оно и понятно, за малышами группы риска наблюдение и уход были более пристальными. Развитием же детей, не имевших ранних проблем, никто всерьез не обеспокоен, в связи с чем потенциальные возможности возраста не раскрываются.
Самой важной задачей раннего обучения является развитие основных психических функций – внимания, памяти, воображения, логического мышления. Наряду с интеллектуальными навыками в дотрехлетний период у ребенка интенсивно формируются основные личностные характеристики: дисциплинированность, искренность, прилежание, коммуникабельность, осторожность, смелость, аккуратность, чистоплотность и многие другие.
Не случайно, современные психологические тесты для годовалых детей уже включают социальные аспекты. И помимо широко известного коэффициента интеллекта IQ отражают и эмоциональный коэффициент – EQ, без которого даже высокий IQ, увы, не гарантия преуспевания в будущем. Единственный шанс подправить показатели EQ – научить ребенка взаимодействовать с другими членами социума. Кстати, в социуме могут найти выход и запрещенные в семье импульсы (побегать, покричать, покусаться, подраться). Иначе они выльются в психоэмоциональное напряжение, взрыв которого не возьмется предугадать никто.
Помимо перечисленных характеристик постепенно вырисовывается и желание переделать окружающий мир согласно своим представлениям. Вот только не всегда этим представлениям дают сформироваться. Порой ослепленные любовью или эгоизмом родители навязывают ребенку свои представления о мире и месте малыша в нем. Неудавшаяся спортивная или научная карьера одного из родителей становится виновницей того, что малышу прочат оставленное некогда поприще. На плечи ребенка ложится тяжесть родительских ожиданий, которые он боится не оправдать. У него просто не остается выбора.
Ничем не связанный талант год от года становится ярче, учится, подражает, подстраивается под законы социума, ищет понимания и находит себя в той или иной области, а, найдя, начинает развиваться самостоятельно.
Психологи утверждают, формирование таланта завершается к 13 годам; до этого срока родителям и педагогам нужно проделать титаническую работу. Не давя на ребенка, не насилуя его сознание, следить, чтобы ребенок постоянно и, что немало важно, свободно развивался.
Особняком в этом процессе стоят вундеркинды. Их талант как комета: загорается и гаснет мгновенно. Мир рукоплещет гениям, в 6 лет поступающим в университеты, сочиняющим гениальную музыку, легко складывающим в уме баснословные числа. Объясняются их уникальные способности довольно просто: у таких детей гипертрофированно развивается специализированная память. Этот перегруз тормозит развитие чувств, формирование души уже на ранней стадии не соответствует норме. Увы, талант вундеркинда – однодневка. Уже через 2-3 года сверстники начинают его обгонять.
Талант – материя тонкая, помимо опыта, навыков и знаний, включающая в себя и желание переделать мир, привнести в него что-то свое. Такое желание не появляется мгновенно, а растет постепенно, выжидая своего часа. Порой такой час так и не наступает. Ежедневные хлопоты, суета и безумный ритм отнимают слишком много энергии. Механизм таланта не включается, если организм истощен. Такое состояние может длиться годами. Вот почему большинству из нас приходится разводить руками и констатировать, что талант потерян. Но это совсем не значит, что его нельзя вернуть.
Ряд ученых представил миру сенсационную концепцию. Оказывается, своевременное вмешательство воли может подстегнуть увядающий дар. Воля компенсирует энергодефицит. Скептики наверняка засомневаются: “талант и воля – вещи несовместимые. Там, где есть волевое усилие, нет места гармонии, а талант призван творить в гармонии”. И будут правы. Отношения таланта и воли определяются ситуацией, предшествующей действию. Если перед человеком поставлена задача, равная ему по возможностям, то в волевом усилии нет необходимости.
Но что делать, если задача на первый взгляд “не по силам”? Отказаться! Возможно. Но для начала стоит собрать волю в кулак и действовать. Однако, если и в этом случае “вершина не взята”, то лучше отойти в сторону, иначе дискомфорт и недовольство собой окончательно уничтожат талант. И, опять же, сделаем реверанс в сторону скептиков. Они справедливо отмечают, что предмет, созданный в результате усилия, не обладает той энергетической силой, которая притягивает людей и заставляет их склонять голову перед гениальностью автора. Однако не всегда всемирное поклонение необходимо, порой достаточно признания в своей узкопрофессиональной среде.
Итак, если человек самостоятелен, самодостаточен и готов к поиску нового решения, то он уже талантлив.
Ксения Сологуб
На грани невозможного 13(344),2004